1649248273350sm

За отчётный период с января по март 2022 г. в рамках осуществления экспертно-диагностической деятельности, в том числе, в процессе выездной работы ТПМПК г. Чебоксары в муниципальных ДОУ и общеобразовательных учреждениях в соответствии с приказом управления образования администрации города Чебоксары от 05.03.2022 г. № 91 «Об утверждении графика проведения заседаний территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Чебоксары на 2022 год» проведено 107 заседаний территориальной ПМПК г. Чебоксары (64 дошкольных, 43 школьных), в процессе которых обследовано 703 ребёнка (463 ребёнка дошкольного, 240 – школьного возраста).
С целью реализации муниципальной услуги по «Психолого-педагогическому консультированию обучающихся, их родителей (законных представителей и педагогических работников» проведено:
- 1434 индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) детей дошкольного и школьного возраста: 1096 консультаций для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, 236 консультаций для родителей обучающихся начальных классов, 89 консультаций для родителей обучающихся основной и 13 - для родителей обучающихся средней ступени общего образования по вопросам воспитания, развития детей, оказания им необходимой психолого-медико-педагогической помощи.
- 15 подгрупповых консультаций для родителей (законных представителей) детей, получающих логопедическую и дефектологическую помощь в отделении сопровождения инклюзивного образования Центра на темы:
- «Десять «почему» детям необходимо читать»;
- «Эффективные методы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»;
- «Нормы речевого развития детей 4-х лет»;
- «Учимся рассказывать»;
- «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»;
- «Нормы речевого развития детей 7 лет»;
- «Как организовать развивающие игровые занятия в домашних условиях»;
- «Тренинг речевых мышц в домашних условиях»;
- «Что такое СДВГ и как с этим «бороться?»;
- «Особенности познавательного развития у детей 4-5 лет»;
- «Речевая ошибка или закономерное явление»;
- «Особенности психо-речевого развития ребёнка 6-7 лет»;
- «Артикуляционная гимнастика – основа чёткого произношения»;
- «Мультицелевое использование мяча в познавательной деятельности дошкольника»;
- «Нормы речевого развития детей 5 лет».
В рамках оказания методической помощи педагогическим работникам проведено 7 индивидуальных консультаций по вопросам оформления и заполнения карт результативности для прохождения аттестации на квалификационную категорию.
Серьёзное внимание специалистами отделения уделяется методической работе с начинающими педагогами, а также координации деятельности психолого-педагогических консилиумов (ППк) дошкольных и общеобразовательных организаций города. С этой целью 19.01.2022 г. был проведён мастер-класс для учителей-логопедов ДОУ в рамках муниципального проекта «Час наставника», в котором приняли участие 35 специалистов; 11.03.2022 г. - Коуч-сессия для руководителей дошкольных образовательных учреждений, председателей ППк и специалистов команды сопровождения «особого ребёнка» (педагогов-психологов, учителей-логопедов) на тему «Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в муниципальных ДОУ г. Чебоксары» с охватом педагогов и специалистов всех 115-ти ДОУ г. Чебоксары; 30.03.2022 г. заместитель директора, руководитель ТПМПК г. Чебоксары Алла Кузьмина выступила на совещании руководителей общеобразовательных организаций с докладом на тему «Аналитические данные деятельности ТПМПК г. Чебоксары за 2019-2021 г.г. и прогноз на 2022-2023 учебный год».
В рамках сопровождения детей с ОВЗ было проведено 100 индивидуальных консультаций со специалистами ДОУ и СОШ по вопросам уточнения образовательного маршрута обучающимся и воспитанникам, составления на них характеристик, подготовки представлений психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций и т.д.
Подготовлены методические рассылки в адрес учителей-логопедов образовательных организаций по ведению рабочей документации и формулировкам логопедических заключений.
Были подготовлены и разосланы в образовательные организации дополнительные соглашения к договорам о взаимодействии между территориальной ПМПК г. Чебоксары и психолого-педагогическими консилиумами ДОУ и ОУ.
Подготовлена и отправлена для заполнения анкета из 7 вопросов для председателей ППк ДОУ и ОУ г. Чебоксары, направленная на изучение запросов на методическое сопровождение в области внедрения инклюзивного подхода в практику их деятельности.
С 14 по 25.02.2022 г. специалисты отделения сопровождения инклюзивного образования Алла Кузьмина и Ирина Костылева в составе комиссии управления образования администрации города Чебоксары приняли участие в выездных плановых проверках по изучению условий и организации коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Чебоксары. По результатам изучения вопросов обеспечения равного доступа к образованию для всех воспитанников дошкольных образовательных учреждений подготовлено 10 актов и итоговая справка.
В рамках реализации муниципального задания коррекционно-развивающую, компенсирующую и логопедическую помощь получили 25 детей (проведено 173 занятия), в рамках оказания возмездных услуг – 33 ребёнка (проведено 493 занятия).
Специалисты отделения, имея богатый опыт и обладая высоким уровнем профессиональных навыков, принимали участие в работе экспертных групп по аттестации педагогических работников образовательных учреждений г. Чебоксары на присвоение квалификационной категории, а также в составе жюри городского профессионального конкурса «Воспитатель года - 2022».
Имея богатый опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями, специалисты ОС ИО и сами приняли участие в профессиональных конкурсах, где стали победителями и призёрами:
- Ольга Исаева, Екатерина Мокеева, Алла Кузьмина, Ирина Костылева - победители VI Межрегионального конкурса-фестиваля научных, творческих и методических работ «Креативный педагог», проводимого Чувашским государственным педагогическим университетом им. И. Я. Яковлева в направлении «Инклюзивные практики в дошкольном образовании «Дошкольное образование для всех» в номинации «Лучшая методическая разработка»;
- Алла Кузьмина, Ирина Костылева, Екатерина Мокеева, Ольга Исаева – победители; Наталия Кораблева и Ольга Исаева – призёры Межрегионального конкурса методических разработок «Вектор развития», организованного фондом поддержки творчества «Проспект детства», в номинации «План – конспект занятия, урока».
В различных методических сборниках опубликовано 10 статей специалистов отделения из опыта работы:
- Семенова Н.А. Роль социального педагога в инклюзивном образовании;
- Князева П.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации;
- Степанова Н.Ю. Организация коррекционной работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению в школе для детей с нарушениями слуха;
- Костылева И.Н., Исаева О.Р. Методы и приемы снижения гиперактивности и дефицита внимания в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками;
- Исаева О.Р. Формирование у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья представлений о профессиях через сюжетно-ролевые игры;
- Исаева О.Р. Формирование у детей дошкольного возраста с ОВЗ представлений о профессиях через сюжетно-ролевые игры;
- Кораблева Н.А. Формирование словообразования у старших дошкольников с ЗПР средствами игровой деятельности;
- Кораблева Н.А., Исаева О.Р. Формирование оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ;
- Кузьмина А.В., Костылева И.Н., Мокеева Е.А. Специфика проведения процедуры обследования детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в условиях ПМПК;
- Степанова Н.Ю. Значение невербальной коммуникации в жизни людей с сохранным и нарушенным слухом.
Специалисты отделения регулярно повышают свою профессиональную компетенцию, принимая участие в различных методических мероприятиях. За отчётный период получен 55 сертификатов.