01 02 03 04

10 февраля 2022 года по заданию управления образования администрации города Чебоксары МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары организовал и провел городской онлайн семинар для специалистов сопровождения всех образовательных учреждений города Чебоксары на тему: «Эффективные техники профилактики и коррекции детского неблагополучия в ситуации семейного насилия». В онлайн семинаре приняли участие 217 человек из числа педагогов-психологов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений города Чебоксары, а также из числа социальных педагогов общеобразовательных учреждений города Чебоксары.
Вначале онлайн семинара на установочной части выступила Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары, педагог-психолог, председатель Чувашского регионального отделения «Федерации психологов образования России» с докладом на тему: «Современные нормативные и концептуальные основания для ведения в образовательных учреждениях профилактической и коррекционной работы с детьми в ситуациях семейного насилия». Татьяна Николаевна особо обратила внимание участников онлайн семинара на то, что в работе с детьми пострадавшими от домашнего насилия или жестокого обращения необходимо использовать травмоинформированный подход, в рамках которого следует учитывать феномен «стокгольмского синдрома» у детей и необходимость соблюдать правила безопасной коммуникаций с ребенком. Также она привела актуальные данные соцопроса, проведенного Левада-центром.
В тематической комнате «Дошкольные педагоги-психологи» выступила Хохлова Нина Александровна, зам. директора МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары, педагог-психолог, член правления Чувашского регионального отделения «Федерации психологов образования России», кандидат педагогических наук. Тема ее доклада: «Риски развития детей дошкольного возраста в ситуации семейного насилия». Нина Александровна подробно осветила современную научную и статистическую базу для использования ее в работе дошкольного педагога-психолога при оценке и коррекции развития ребенка, растущего в небезопасной для него среде, особо обратив внимание на признаки во внешности, самочувствии и поведении ребенка, которые могут указывать на его острое неблагополучие и на вероятность семейного насилия. Затем педагоги-психологи Отделения сопровождения дошкольного образования нашего центра Старостина Ольга Александровна и Иванова Светлана Васильевна в интерактивном формате обсудили со слушателями проективные методики «Барашек в бутылке» и «Расскажи историю» и их возможности для диагностики риска семейного насилия в жизни ребенка. Были приведены примеры рисунков детей и их интерпретация. После небольшого перерыва Ольга Александровна и Светлана Васильевна погрузили участников онлайн семинара в обсуждение наработанного ими уникального опыта по интеграции мульттерапии, музыкотерапии и игровой терапии в коррекционной работе с семьей в ситуации жестокого обращения с детьми. Были продемонстрированы фрагменты упражнений и даны обстоятельные рекомендации о тех стимульных материалах, которые могут быть использованы в работе педагогами-психологами детских садов.
Вторая тематическая комната – «Школьные педагоги-психологи» была построена также в практикоориентированном ключе. В первой части педагог-психолог Отделения сопровождения школьного образования Абрамова Татьяна Николаевна подробно рассказала о возможности применения метода серийных рисунков и рассказов И.М. Никольской в работе с ребенком в ситуации посттравматических переживаний. Это метод, который можно применять в течение длительного времени, сопровождая ребенка максимально щадящим способом, соблюдая принцип экологичности в работе по восстановлению его позитивного мировосприятия. Презентация, подготовленная Татьяной Николаевной для школьных педагогов-психологов, включает в себя все важнейшие моменты, которые следует учитывать в работе по данному методу. Затем Миллина Галина Николаевна, педагог-психолог Отделения сопровождения школьного образования обсудила с участниками онлайн семинара подходы к работе с актуальными эмоциями ребенка и способы оказания ему поддержки в поиске выхода из негативного эмоционального состояния. Галина Николаевна в своей презентации предложила школьным педагогам-психологам алгоритмы работы с такими эмоциями и чувствами, как обида, стыд, вина, то есть именно с теми, которые чаще всего возникают у ребенка, подвергшегося насилию. Она также привела примеры из практики, проиллюстрировав их протоколом беседы психолога с ребенком.
И, наконец, в рамках третьей тематической комнаты – «Социальные педагоги школ» педагоги-психологи Отделения сопровождения школьного образования Баусова Наталия Грациановна и Мухаметова Рамзия Зельфекаровна постарались более глубоко сориентировать школьных социальных педагогов в таких вопросах, как выявление обучающихся, в семьях которых есть риск жестокого обращения с детьми, при помощи различных анкет, опросников и бесед, и в ходе диалога с опытными социальными педагогами обсудили наилучшие алгоритмы действий социального педагога в ситуации жестокого обращения с детьми в семьях обучающихся. Было решено продолжить обсуждение этих вопросах в ходе мастер-классов, которые регулярно проводятся на базе нашего центра в рамках муниципального проекта «Час наставника». Подготовленные Наталией Грациановной и Рамзией Зельфекаровной презентации будут хорошим подспорьем для социальных педагогов в их работе.
Обратная связь по итогам онлайн семинара была очень позитивная, многие участники писали в чат благодарности нашим специалистам! Усвоив опыт друг друга, мы сможем более качественно и результативно оказывать помощь детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию!