01

В апреле-мае 2021 года было организовано и проведено два муниципальных скрининг – обследования среди обучающихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений города Чебоксары на основании приказа управления образования администрации города Чебоксары от 23.03.2021 г. № 132 «Об организации работы по исполнению Календарного плана муниципальных скрининг-обследований обучающихся общеобразовательных учреждений города Чебоксары в апреле-мае 2021 года»). Общий охват – 18297 респондентов.

Цель Скрининга-1: выявление обучающихся «группы риска» в 9 и 11 классах по психологической неготовности к сдаче экзаменов и дальнейшей организации индивидуальной коррекционной работы с ними силами школьных педагогов-психологов.

Количество обследованных классов по Скринингу-1: 289, из них 9-х классов - 196, 11-х классов - 93. Всего опрошено респондентов по Скринингу-1: 6862 человек, из них в 9-х классах было обследовано 4658 обучающихся, в 11-х классах было обследовано 2204 обучающихся. Общее количество обучающихся в «группе риска» в 9-х и 11-х классах в целом по городу – 221 человек, что составляет 3,22% от общего количества обследованных (6862 человек). При этом, в 9-х классах «группа риска» выше, чем в 11-х классах (4,01% и 1,54% от общего числа опрошенных в параллели).

Педагоги-психологи всех 60 –ти общеобразовательных учреждений, где есть 9 и 11 классы, направили классным руководителям информационные справки с результатами обследования. Также было организовано проведение групповых и индивидуальных (по запросу) консультаций для обучающихся «группы риска» по психологической готовности к сдаче экзаменов с целью осознавания ими своих ресурсов и овладения навыками быстрого преодоления экзаменационного стресса.

Цель Скрининга-2: выявление обучающихся «группы повышенного внимания» по несформированности личностных ресурсов для преодоления жизненных трудностей и дальнейшей организации индивидуальной коррекционной работы с ними силами школьных педагогов-психологов.

Количество обследованных классов по Скринингу-2: 289, из них 7-х классов-207, 8-х классов-191 ,9-х классов- 196, 10-х классов -90 и 11-х классов –93 .Всего опрошено респондентов по Скринингу-2: 18213 человек, из них в 7-х классах было обследовано 4978 обучающихся, в 8-х классах было обследовано 4348 обучающихся, в 9-х классах было обследовано 4616 обучающихся, в 10-х классах было обследовано 2041 обучающийся и в 11-х классах – 2230 обучающихся.

Общее количество обучающихся в общей «группе повышенного внимания» в 7-х - 11-х классах в целом по городу – 10180 человек, что составляет 55,89% от общего количества обследованных (18213 человек). При этом, в 7-х, 8-х и 9-х классах «группа повышенного внимания» выше, чем в 10-х и 11-х классах (соответственно 59,46%, 58,05% и 56,95% против 47,43% и 49,28% от общего числа опрошенных в параллели). Наибольшая «группа повышенного внимания» в 7-х классах, а наименьшая «группа повышенного внимания» в 10-х классах. Данное обследование показывает, что в каждой школе (параллели, классе) города Чебоксары от 40 до 60% подростков в возрасте от 13 до 18 лет не обладают развитыми продуктивными и адаптивными копинг-стратегиями, то есть реакциями на трудности и проблемы для эффективного совладания со стрессом.

Поэтому школьным специалистам рекомендовано запланировать и провести следующие мероприятия:

- обсудить на родительских собраниях эффективные приемы коммуникаций и важность родительской поддержки в период нормативных и ненормативных возрастных кризисов у подростков;

- при необходимости направить в МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары на индивидуальные психологические консультации обучающихся «группы повышенного внимания», у которых выявлены дезадаптивные стратегии совладающего поведения одновременно по всем трем видам стратегий («когнитивный копинг», «эмоциональный копинг» и «поведенческий копинг»), так как это потенциальная «группа риска» по деструктивному поведению;

- провести групповые мини-тренинги для обучающихся «группы повышенного внимания», у которых выявлены дезадаптивные стратегии совладающего поведения, с целью развития эмоционального интеллекта и овладения навыками эффективного поведения при проблемах и трудностях.