Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок (В.А.Сухомлинский)
Сегодня многие родители стараются раскрыть таланты своего ребенка как можно раньше. Кто-то отдает ребенка в многочисленные кружки, кто-то усиленно занимается с репетиторами в домашних условиях. При этом отмечается большое количество детей, испытывающих интеллектуальные, эмоциональные и физические нагрузки, и как следствие - высокая тревожность у детей, проявление апатии или, напротив, повышенная раздражительность, агрессивное поведение.
По мнению Лины Александровны Ваструшкиной, педагога-психолога Центра, терапевтическое рукоделие - самый подходящий источник развития для детей, который наполнен творчеством, самовыражением, позитивными эмоциями и легкостью.
Особенностью проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста по курсу «Терапия рукоделием» является то, что родители становятся активными участниками арт-процесса. Кинотренинг по фильму Дж. Мурхаус «Лоскутное одеяло» показал родителям насколько творческий процесс рукоделия может способствовать доверию, выражению чувств и эмоций, сплочению семьи, а также действовать как антистрессовое и антидепрессантное средство.
Как отмечает Лина Александровна, процесс рукоделия очень терапевтичен для детей. Во - первых, у них развивается воображение, оно помогает моделировать разные конструкции в голове, видеть детали, и когда ребенок вышивает, творит, он представляет свою будущую работу. Во - вторых, происходит знакомство с материалами: тканями, нитями, разными видами бумаги, бусинами. Дети трогают их, рассматривают, узнают и таким образом, расширяют свой кругозор. Благодаря рукоделию дети узнают про дисциплину и начинают ее ценить. Начав делать какой-то проект из материалов, им хочется увидеть результат, но он не так быстро проявляется, необходимо прикладывать усилия. Так дети узнают, что нужно себя организовать и научиться ждать, не торопить процесс вязания, склейки или пошива; происходит и самообразование ребенка: он видит, наблюдает и запоминает, как действовать впредь. Также дети быстро схватывают сочетание цветов и композиций и могут создать что-то неповторимое и красивое. Рукоделие для детей - это выплеск энергии, это поиск своего «Я», это отличное развлечение, где они могут не только учиться, но и тут же творить. Рукоделие помогает ребёнку почувствовать себя уникальным и особенным.
Очень интересно наблюдать за творческими работами мальчиков. Мастеря поделки своими руками, у них улучшается моторика рук, речь становится связной и правильной, улучшается память; они становятся более усидчивыми, усердными, внимательными, аккуратными. Педагогом-психологом замечено, что мальчики чаще, чем девочки, радуются результатам своего труда и гордятся ими. У них повышается самооценка, возникает желание продолжать занятия и добиваться еще больших успехов.
В рамках детско-родительских сессий «Терапия рукоделием» Лина Александровна также проводит мастер - классы совместного творчества родителей и детей. Благодаря таким мероприятиям сближаются поколения (дети, родители, бабушки и дедушки), укрепляются детско-родительские отношения и конечно создаются положительные эмоции и теплая атмосфера в семьях.
В качестве домашнего задания специалист предлагает выбрать вид рукоделия вместе с ребенком и собрать семейные истории, которые можно воплотить в творческом проекте. Родители открывают для себя свои неизвестные ранее таланты, дети с удовольствием окунаются в творческий процесс вместе с родителями.
А у специалистов Центра тоже была возможность получить удовольствие от взаимодействия с разными видами рукоделия. В рамках арт-клуба «Симфония души» Лина Александровна провела мастер-класс «Волшебные петельки», благодаря которому участники наполнились энергией, приятными тактильными ощущениями, сняли стресс и психическое напряжение.
«Я обожаю наблюдать за детьми, родителями, педагогами, когда они творят; некоторые открывают мир для себя заново. Они так живо удивляются тому, что бусинка не отпадает или разноцветные лоскуты ткани так красиво сочетаются между собой, а кусочек шерсти согревает и успокаивает. Люди начинают использовать разные слова для выражения своих чувств и эмоций, особенно для восхищения и удивления!», - говорит Лина Александровна.