В настоящее время, педагоги-психологи в целях развития и гармонизации личности, все чаще обращаются к методу фототерапии, с использованием фотографии для оказания психологической помощи детям и взрослым, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Метод фототерапии в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения универсален в применении: его можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией, семейной психотерапией и др.).
Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. Организовывая фото-уголки «Моя мама!», «Моя семья!», можно снизить тревожность детей и существенно сократить время адаптации к условиям детского сада. А проведение игровых занятий «Познакомьтесь - это моя семья!», где представляются фотографии из семейного фотоальбома каждого воспитанника группы, повышают самооценку ребенка и служат улучшению психологического климата в группе.
Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромное психологическое воздействие : создание фотоколлажей на тему «Мы отдыхаем», «Наши увлечения», работа с личными фотографиями - это эффективная проработка прошлого опыта и поиск решений существующих проблем.
Фотография в работе с педагогами, в первую очередь, направлена на эмоциональную разгрузку и, в сочетании с музыкотерапией, стабилизацию эмоционального состояния воспитателей. В практике работы существует система еженедельных психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением («Природа», «Чувства и эмоции», «Дети», «Семья»). Фототерапия как элемент психологического тренинга для педагогов, предполагает использование готовых снимков из семейного альбома и создание фотоснимков на заданную тему, в том числе портретов и автопортретов.
Центр «Содружество» предлагает педагогам-психологам детских садов города Чебоксары проявить творческую инициативу и найти оригинальное решение в стремлении выразить чувства, эмоции и настроение участников образовательного процесса через технику фототерапии, а именно принять участие в конкурсе «Психология в кадре!».
Партнерами конкурса являются Цифровая фотостудия «Ностальжи» и Чувашское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Федерации психологов образования России».
Организаторами конкурса определены следующие номинации:
«Вырази себя!», «Психология для малышей», «Коллектив детского сада: «Вместе мы сила!», «Все начинается с семьи!», «Пространство профессионального роста», «Трудовые будни», «Смехотерапия в работе психолога», «Лучший комментарий».
В настоящее время педагоги – психологи оформляют заявки, готовят фотоработы. По завершению конкурса состоится награждение победителей и будет организована фотовыставка работ, как еще один из видов диагностической, развивающей и коррекционной работы педагога-психолога.