В особом пространстве, характеризующееся комфортом - физическим и психологическим был проведен семинар-практикум «Использование библиотерапии в работе психолога». И действительно, в библиотеке им. Чаплиной созданы все условия для физического комфорта: это - планировка и оформление интерьера, цветовая гамма, удобная мебель, декоративное решение; и психологического комфорта, который связан с субъективным восприятием атмосферы библиотечного пространства, понятием эстетики, наличия стиля и культуры.
В настоящее время библиотерапия - это использование возможностей чтения для решения широкого спектра терапевтических задач. Возможности психотерапевтических знаний, идей, приемов и методов содержат много ценного для оптимизации процесса общения человека с книгой. Именно об этом сотрудники библиотеки и педагоги-психологи Центра беседовали, обсуждали, анализировали случаи в ходе работы Арт-клуба «Симфония души».
«Согласно опросам родителей, проведенным в Российской государственной детской библиотеке,- отметила заведующая библиотеки, Герасимова Елена Анатольевна,- почти у всех нынешних детей наблюдаются психологические трудности. Наиболее частыми из них являются конфликтность и агрессивность, уход в мир фантазии, тревожность, вялость и бездеятельность, протестные реакции»…
«Читая художественное произведение, читатель проигрывает определенные жизненные сценарии, модели поведения и взаимоотношений людей, погружается в их внутренний мир, примеряет его на себя. Это ставит его в активную позицию по отношению к происходящему. Вопросы касаются как самих произведений, поведения и состояния персонажей, так и реальных жизненных ситуаций» - комментирует Нина Александровна Хохлова, заместитель директора Центра, педагог-психолог.
Ольга Александровна Старостина, педагог-психолог, подчеркнула, что такая профилактическая терапия нужна особенно детям с акцентуацией характера, отвергнутым сверстниками, детям, имеющим физические недостатки, не умеющим общаться, оказавшимся в конфликте с родителями, друзьями, а также художественно одаренным детям, не отвечающим общепринятым стандартам ни в поведении, ни в учебе. «Литературные герои помогают читателю пережить и осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, милосердия и искушения, победы и поражения,- отметила она.
В продолжении темы, Галина Викторовна Климентьева, педагог-психолог Центра, привела пример как происходит библиотерапевтический эффект в сознании ребенка, который наглядно показал А. Чехов в рассказе "Дома”. Герой рассказа, семилетний мальчик, пробует курить. Узнав об этом, отец стал умно и логично говорить ему о вреде курения. Но тщетно, слова отца не трогали сына. Тогда отец сочинил сказку о том, как прекрасный принц, единственный сын короля, погиб оттого, что много курил. Король не смог этого вынести и тоже умер. Все королевство погибло. Сопережив трагедию, наглядно представив ее ужасы, мальчик сказал: "Не буду больше курить”. В данном случае терапевтический эффект был спроецирован взрослыми, которые использовали для этой цели сочиненные ими истории. Галина Викторовна также отметила, что ею в настоящее время в Центре «Содружество» проводится цикл коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Библиотерапия для детей: сказка, басня, рассказ».
В завершении встречи, участники отметили высокую эффективность и результативность метода библиотерапии в работе психолога и наметили пути сотрудничества со специалистами библиотеки.