drawall

В рамках реализации муниципального проекта «В детский сад с радостью!» в сентябре 2020 года специалистами Отделения сопровождения дошкольного образования (ОС ДО) МБУ «Центр ППМСП «Содружество» и педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары была проведена диагностика эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. С помощью графической методики М. А. Панфиловой «Кактус» было выявлено состояние эмоциональной сферы дошкольников, наличие агрессии, ее направленность и интенсивность.
В диагностическом обследовании приняли участие 2528 детей старшего дошкольного возраста из 78 дошкольных образовательных учреждений города Чебоксары.
По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности обследованных детей:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности - 1067 детей, что составляет 42,2%.
Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим – 695 детей, что составляет 27,5%.
Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа – 882 ребенка, что составляет 40%.
Оптимизм – изображение радостных кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами – 1122 ребенка, что составляет 44,4%.
Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами – 571 ребенок, что составляет 22,6%.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса – 1442 ребенка, что составляет 57%.

Следует отметить, что все дети отнеслись положительно к процессу рисования; средствами для рисования были выбраны цветные карандаши, мелки, фломастеры. Во время исследования дети, имеющие высокий уровень тревожности (22,6%), были медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимали инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой было трудно. Дети боялись отвечать, боялись сказать что-то неправильно и при этом даже не пытались дать ответ, или говорили, что не знают ответа, либо просто молчали.
Агрессия у детей выражается в невербальном эмоциональном фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно наблюдать за ребенком) и при диагностике. Наряду с высоким показателем уровня агрессивности (42,2%), дети оптимистично смотрят на мир (44,4%). Самый высокий показатель (57%) у детей старшего дошкольного возраста – это стремление к домашней защите, для детей очень важно чувство семейной общности.
В плане дальнейшей работы необходимо провести дополнительную диагностику у детей, имеющих высокий уровень агрессии и тревожности, провести коррекционно-развивающие занятия по профилактике агрессивного поведения дошкольников. С воспитателями дошкольных образовательных учреждений важно организовать лекторий по взаимодействию с агрессивными детьми, а также провести семинар-практикум «Лидерство в детском коллективе»; проводить родительские встречи, клубы, гостиные, использовать онлайн-обучение по гармонизации детско-родительских отношений.