Очередной октябрьский методический четверг для школьных педагогов-психологов на базе МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары, также проводился в рамках муниципальной профилактической программы «Душевные ресурсы». Городское мероприятие «Мастерская для педагогов-психологов» было организовано с целью освоения участниками мероприятия новых технологий работы с педагогами «группы риска А» (с признаками эмоционального выгорания) и с педагогами «группы риска Б» (с признаками профессиональной деформации).
Вначале мероприятия были оглашены результаты массового скрининг-обследования педагогов школ города в сентябре 2019 года. Всего в городе Чебоксары было опрошено 2770 человек, из них 665 человек можно отнести к «группе риска А» и 1019 человек – к «группе риска Б». Это весьма значительная часть педагогов, с которой важно и нужно работать школьному педагогу-психологу. Каждая школа получила результаты обследования и может их применить для разработки долгосрочных школьных профилактических проектов.
Затем Татьяна Удина, директор Центра, провела мастер-класс на тему: «Групповая психотерапевтическая сессия» для двух подгрупп педагогов-психологов. Под её руководством разделившиеся на рабочие мини-группы педагоги-психологи почувствовали на себе и освоили два формата работы с педагогами:
- Арт-терапевтический тест для анализа текущего психологического климата в педколлективе в целом или в группе риска;
- Символдраматическое упражнение «Смена ландшафта» для освобождения от негативных переживаний и для ресурсного наполнения выгоревших или профдеформированных педагогов.
При освоении Арт-терапевтического теста педагоги-психологи рисовали картину-триптих, отражающую то, чем они сами в своей работе довольны, чем недовольны и к чему относятся нейтрально. Все с интересом участвовали и активно проявляли себя, а при общей рефлексии отметили, что данный формат работы будет очень полезным в их работе с педколлективом.
При освоении Символдраматического упражнения «Смена ландшафта» педагоги-психологи после релаксационного этапа представляли свои актуальные негативные эмоции в виде осеннего ландшафта, потом в ходе символьной имагинации они «трансформировали» в своем воображении этот ландшафт от осеннего к зимнему, от зимнего к весеннему и от весеннего к летнему. Многие смогли действительно обрести освобождение от негативных переживаний на бессознательном уровне и глубоко прочувствовали эффективность таких упражнений для повышения своей способности к саморегуляции в острых и хронических стрессовых состояниях, которые часто являются предпосылкой для возникновения синдрома эмоционального выгорания.
По итогам обсуждения мастер-класса специалисты решили, что работа с педагогами в формате Групповой психотерапевтической сессии может стать важным фактором повышения их психологической устойчивости к рабочим стрессам. Всего в данной мастерской приняли участие 62 педагога-психолога.
Важно! При реализации муниципальной профилактической программы «Душевные ресурсы» используются средства, выделенные в качестве гранта на основании результатов Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение-2019», проведенного «Союзом охраны психического здоровья».