29 ноября, в четверг, на базе МБУ «Центр ППМСП «Содружество» в соответствии с планом работы по методическому сопровождению педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Чебоксары на первое полугодие 2018-2019 учебного года был проведен методический семинар на основе межведомственного взаимодействия «Актуальные проблемы современной российской семьи: семейные ценности и типы семейного поведения».

В семинаре учвствовали педагогои-психологи общеобразовательных учреждений г. Чебоксары

Первая часть семинара была посвящена реализации программ родительского образования в Чувашской Республике.
О методических рекомендациях по организации курсов для родителей «Школа ответственного родительства», разработанных Национальной родительской ассоциацией (НРА) рассказал Станислав Пименович Руссков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и практической психологии, заведующий центром духовно-нравственного развития личности БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Он презентовал Примерную программу родительского образования «Школа ответственного родительства», которую разработал в соавторстве с коллегой С.Г. Красновой:


— Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений.
Необходимость педагогического образования родителей обусловлены рядом причин:

- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- потребностями формирования ответственного и позитивного родительства, в необходимости учить родителей быть родителями;
- изменениями вектора семейных ценностей: исчезновением почитания родителей, уважения к истории своего рода и своей страны, наличием разрыва связи между поколениями;
- необходимостью укоренения в современном социуме понятий «святость материнства» и «институт отцовства».

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными организациями. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка, со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения.


Продолжила тему Светлана Гурьевна Краснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и практической психологии БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Она рассказала о формировании семейных ценностей в школах Чувашской Республики, в частности о реализации программы курса «Этика и психология семейной жизни» в образовательных организациях:

— Позитивное и ответственное воспитание детей родителями – это специфическая деятельность родителей по организации специально созданных психолого-педагогических условий для целенаправленного воспитания, развития способностей, с учётом уважения интересов и взглядов детей.
Чтобы успешно осуществлять позитивное и ответственное воспитание детей семье необходимо родителей обучать по специально созданной программе. Поэтому организация родительского образования актуальная необходимость современности, ибо быть ответственными позитивными родителями нигде не обучают.
Основной принцип, из которого должны исходить те, кто составляют планы воспитания, такой: дети воспитываются сообразно не с настоящим, а с возможно более совершенным будущим состоянием рода человеческого, т.е. в соответствии с идеей человечества и его назначения как целого. Значение этого принципа чрезвычайно велико.


Посредством веб-конференции в семинаре принял участие отец Дмитрий (Александрович) Моисеев, протоиерей, настоятель храма в честь мученика Иоанна Воина г. Алатырь, кандидат биологических наук, член Межрегиональной группы по созданию программ и учебно-методических комплексов, член Межрегиональной сетевой лаборатории образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты в области духовно-нравственного развития и воспитания при Институте психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва). Он рассказал о разработанном им курсе обучения и воспитания старшеклассников и их родителей, а также поведал о своем видении формирования будущих осознанных родителей со школьной скамьи:


— Можно предложить следующий вариант решения. Если семья переживает сейчас кризис, то помочь ей в укреплении единства поколениий мог бы другой образовательный институт – школа.
Каким образом? В настоящее время в базисном учебном плане старших классов практически нет предмета, в рамках которого мог бы выстраиваться и развиваться диалог о жизни, в том числе жизни семейной, между учеником и учителем.
Следует вернуть в содержание отечественного образования курс «семейной» направленности. В советское время это был курс «Этика и психология семейной жизни». Однако название его звучит слишком «иностранно» и на наш взгляд более подходящим было бы «Нравственные основы семейной жизни», что предполагает диалог не только в чисто научном плане, но и в русле отечественной духовно-нравственной традиции.

Во второй части семинара речь пошла о типах семейного поведения и семейных ценностяхЕлена Ивановна Захарова, заместитель директора центра «Содружество», рассказала о новейших широкомасштабных социологических исследованиях по проблеме изменения семейных ценностей, их преобразования в русле потребностей современного общества:


— Динамичные преобразования института семьи, переход от традиционной формы семейного уклада жизни к светской модели семьи, изменения в области семейных ценностей послужили ведущим фактором в формировании новых взглядов, оценок, восприятия семьи как ячейки общества.
В современном обществе семья выступает ведущей ценностью – ведь она является институтом, позволяющим каждой отдельно взятой личности воспроизводить себя через рождение, воспитание будущего поколения, позволяет самореализоваться, социально и культурно адаптироваться, принимать те или иные социальные роли, приобретать статус и весомое положение в обществе и социокультурном пространстве в целом.


Завершила семинар директор центра «Содружество», педагог-психолог Татьяна Николаевна Удина, она по запросу школьных педагогов-психологов подготовила сообщение «Девиантные семьи и девиантное материнство: основные понятия». В ходе своего выступления Татьяна Николаевна ответила на многочисленные вопросы коллег, поскольку тема оказалась насколько актуальной, настолько и деликатной, и трудной в плане психолого-педагогического сопровождения таких семей обучающихся.

 Станислав Руссков, к.п.н., доцент кафедры педагогики и практической психологии, заведующий центром духовно-нравственного развития личности Чувашского республиканского института образованияСветлана Краснова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и практической психологии Чувашского республиканского института образования Отец Дмитрий (Александрович) Моисеев, протоиерей, член Межрегиональной группы по созданию программ и учебно-методических комплексов, член Межрегиональной сетевой лаборатории образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты в области духовно-нравственного развития и воспитания при Институте психолого-педагогических проблем детства РАО (г. Москва)Татьяна Удина, педагог-психолог, директор центра «Содружество»