Жалоба на детскую лень, невнимательность - это одна из самых частых жалоб, с которой родители обращаются за консультацией к педагогу-психологу. Как правило, лень в ребенке обнаруживается, когда начинается его систематическое обучение в школе. В чем же заключается отличие обычной лени от патологической невнимательности?
Одной из причин этого является наличие у ребенка, так называемого синдрома дефицита внимания и гиперактивности, основное проявление которого - сниженная концентрация внимания. Со стороны кажется, что ребенок просто ленится и не хочет прилагать усилия, однако в действительности проблема носит иной характер.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это нарушение работы нервной системы, которое характеризуется крайней неусидчивостью, импульсивностью и рассеянностью. Гиперактивный ребенок может не контролировать движения рук и ног – он перебирает предметы один за другим, вскакивает, может походить во время урока и снова сесть на место. Неспособность концентрировать внимание мешает ребенку усваивать, запоминать информацию, что негативно отражается на его интеллекте и психическом развитии в целом.
Синдром дефицита внимания говорит о том, что любое задание он будет делать с неохотой, постоянно отвлекаясь на другие дела. Человеку, не знакомому с проявлениями СДВГ у детей, достаточно сложно отличить обычную лень от патологического поведения. Именно поэтому важно наблюдать за ребенком, чтобы выявить и другие признаки дефицита внимания и гиперактивности.
Симптомы дефицита внимания:
ü не слушает, что ему говорят, постоянно отвлекается;
ü не может следовать инструкции, не доводит дело до логичного финала;
ü избегает решать интеллек4туальные задачи;
ü часто теряет вещи (ключи от дома, головные уборы, деньги, школьные принадлежности);
ü н6е может организовать себя, в том числе в отношении внешнего вида;
ü забывает информацию, не может быстро подобрать слова;
ü часто отвлекается.
Ребенок с СДВГ может сесть выполнять домашнее задание, а через пять минут увлеченно рассматривать рисунок на обоях, а ещё через пять минут – изучать собственные руки. Он просто избегает умственной работы, поскольку даётся она ему тяжело.
Еще тяжелее приходится родителям, которые вынуждены контролировать процесс домашнего обучения и по нескольку раз повторять материал, чтобы ребенок его запомнил.
Лень или патология?
В норме обычная лень легко ликвидируется стимулами. Например, ребенка можно мотивировать, пообещав ему прогулку или вкусный десерт. При СДВГ ни один из способов мотивации не сработает, даже если ребёнок будет очень стараться. Он просто не в состоянии справиться с импульсами и своей неспособностью удерживать внимание.
Ребенок может лениться от усталости. В этом случае нужно ему дать отдохнуть от школьных заданий. Детям с СДВГ вернуться в рабочий ритм не поможет ни дневной сон, ни смена обстановки, ни чтение книг и спокойные игры.
Воспитание ребенка с СДВГ, несомненно, доставляет определенные сложности родителям. Однако грамотная коррекция под контролем врача дает хорошие результаты и сводит к минимуму неконтролируемые проявления патологии.
Диагностика и лечение СДВГ требуют комплексного подхода. Родителям рекомендуется пройти обследование у следующих специалистов:
Педиатр — проведет общий осмотр, исключит другие заболевания и даст направления к профильным специалистам.
Невролог — оценит состояние нервной системы ребенка, проведет необходимые обследования (например, ЭЭГ).
Психиатр или детский психолог — проведет диагностику СДВГ, оценит степень выраженности симптомов и разработает план лечения.
Чтобы визит к специалисту был максимально информативным, необходимо заранее подготовиться:
ü ведите дневник наблюдений за поведением ребенка. Записывайте конкретные ситуации, когда проявляются симптомы СДВГ;
ü соберите информацию от учителей и воспитателей. Попросите их описать поведение ребенка в школе или детском саду,
ü подготовьте список вопросов к врачу. Запишите все, что вас беспокоит в поведении ребенка,
ü возьмите с собой медицинскую карту ребенка и результаты предыдущих обследований, если они есть,
ü подготовьте ребенка к визиту. Объясните, что его ждет, чтобы снизить тревожность,
Необходимо помните, что открытое и честное общение с врачом — ключ к точной диагностике и эффективному лечению.
Лечение СДВГ — это комплексный процесс, который может включать следующие подходы:
ü Поведенческая терапия – помогает ребенку научиться контролировать свое поведение, развивает навыки планирования и организации.
ü Психологическое консультирование - поддерживает ребенка и семью, помогает справиться с эмоциональными проблемами.
ü Медикаментозное лечение - в некоторых случаях врач может назначить лекарства, улучшающие концентрацию внимания.
ü Специальные педагогические подходы - адаптация учебного процесса под особенности ребенка с СДВГ.
Важно понимать, что лечение СДВГ — это длительный процесс, требующий терпения и сотрудничества родителей, врачей и педагогов.