За отчётный период с января по март 2025 г. в рамках осуществления экспертно-диагностической деятельности, в том числе, в процессе выездной работы ТПМПК г. Чебоксары в муниципальных ДОУ в соответствии с приказом управления образования администрации города Чебоксары от 17.02.2025 г. № 58 «Об утверждении графика проведения заседаний территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Чебоксары на 2025 год» проведено 102 заседания территориальной ПМПК г. Чебоксары (54 дошкольных, 48 школьных), в процессе которых обследовано 787 детей (394 ребенка дошкольного, 393– школьного возраста) и даны рекомендации по организации процесса их обучения и воспитания.
С целью сопровождения обучающихся с ОВЗ и обучающихся, имеющих инвалидность, для определения их нуждаемости в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2024-2025 учебном году в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья, и в условиях, отвечающих их психофизическим особенностям, специалистами ТПМПК г. Чебоксары обследовано и проконсультировано 29 обучающихся 9-х классов.
В рамках проведения стартовой диагностики познавательного и речевого развития специалистами отделения было охвачено 36 детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия в условиях Центра «Содружество» (17 – дошкольного и 19 - школьного возраста).
По запросу МБДОУ «Детский сад № 96» г. Чебоксары и МАДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары проведена диагностика эмоциональной и волевой сферы 14 детей дошкольного возраста.
С целью реализации муниципальной услуги «Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей и педагогических работников» проведено:
- 1170 индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) детей дошкольного и школьного возраста: 623 консультации для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, 336консультаций для родителей обучающихся начальных классов,204консультации для родителей обучающихся основной и7 - для родителей обучающихся средней ступени общего образования по вопросам воспитания, развития детей, оказания им необходимой психолого-медико-педагогической помощи.
- 3 занятия Родительского клуба (для родителей/законных представителей детей с ОВЗ):
- Как предупредить проявление агрессии в поведении ребенка?" (на базе МБДОУ «Детский сад № 74» г. Чебоксары),
- 10 подгрупповых консультаций для родителей (законных представителей) детей, получающих логопедическую и дефектологическую помощь в отделении сопровождения инклюзивного образования Центра на темы:
- «Почему важно отвечать на вопросы ребёнка»;
- «Учимся рассказывать»;
- «Особенности сенсорного воспитания детей с ЗПР»;
- «Нормы речевого развития детей 7 лет»;
- «Формирование математических представлений у детей с ОВЗ в игровой деятельности»;
- «Тренинг речевых мышц в домашних условиях»;
- «Показатели нормативного развития ребёнка 6-7 лет или что должен знать и уметь ребёнок старшего дошкольного возраста»;
- «Формирование зрительно-пространственных представлений у детей 5-7 лет с ОВЗ»;
- «Артикуляционная гимнастика – основа чёткого произношения»;
- «Использование игр и упражнений по развитию пространственных представлений, логического мышления и внимания у детей 6-7 лет».
С целью оказания методической помощи педагогическим работникам для прохождения аттестации на квалификационную категорию проведено 8 индивидуальных консультаций по вопросам оформления и заполнения карт результативности. Серьёзное внимание специалистами отделения уделяется методической работе с педагогическими работниками, а также координации деятельности психолого-педагогических консилиумов (ППк) дошкольных и общеобразовательных организаций города. С этой целью специалисты отделения выступали с докладами на методических мероприятиях различного уровня:
- 10.01.2025 г. – выступление заместителя директора Центра, руководителя ТПМПК г. Чебоксары Алла Кузьмина на педагогическом совете МБУ «СОШ № 43» г. Чебоксары на тему «Определение специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ и с инвалидностью»,
- 25.02. и 26.02.2025 г. – проведены семинары для председателей психолого-педагогических консилиумов дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений г. Чебоксары на тему «Изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью»,
- 04.03.2025 г. - участие педагога-психолога Полины Князевой в радиопередаче «Фокус на чудо», посвященной вопросам воспитания ребенка-школьника,
- 26.03.2025 г. – проведена подгрупповая информационно-методическая консультации со специалистами психолого-педагогического сопровождения в МБДОУ «Детский сад №112» г. Чебоксары по вопросам подготовки психолого-педагогического представления на воспитанников для предоставления в ПМПК,
- 27.03.2025 г. – выступление педагога-психолога Елены Визгиной на тему «Психолого-педагогическое сопровождение средствами литотерапии (результаты исследования)» в рамках республиканского форума к 100-летию государственной системы образования Чувашской Республики «Современные тенденции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего и профессионального образования Чувашской Республики»,
- 28.03.2025 г. - выступление педагога-психолога отделения Елены Визгиной на тему «Разговоры о важном, а что важного в важном?» в рамках семинара для заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных организаций г. Чебоксары «Сотрудничество педагогов, детей и родителей в процессе совместной деятельности для укрепления семейных ценностей и развития личности ребёнка»
В рамках сопровождения детей с ОВЗ:
- проведено 14 индивидуальных консультаций в дистанционном формате с педагогическими работниками дошкольных и общеобразовательных учреждений и 112 очных индивидуальных консультаций со специалистами ДОУ и ОУ по вопросам уточнения образовательного маршрута обучающимся и воспитанникам, подготовки на них представлений психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций для последующего прохождения ПМПК и т.д.,
- подготовлены к рассылке в дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения 5электронных презентаций на темы: «Изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», «Перечень документов, предоставляемых на ребёнка, для проведения обследования в ПМПК», «Структура и содержание заключения ПМПК в свете изменения законодательства РФ в сфере образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», «Структура и содержание представления ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК», «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих нарушения письма и чтения, не относящихся к обучающимся с ОВЗ».
Специалисты отделения, имея богатый опыт и высокий уровень профессиональных навыков, приняли участие в работе экспертных групп по аттестации педагогических работников образовательных учреждений г. Чебоксары на присвоение квалификационной категории, а также в составе жюри городского профессионального конкурса «Воспитатель года - 2025».
Специалисты отделения регулярно повышают свою профессиональную компетенцию, принимая участие в методических мероприятиях различного уровня. За отчётный период получено 67сертификатов, 3 специалиста отделения - учителя-дефектологи Екатерина Мокеева, Ольга Исаева и социальный педагог Наталья Семенова прошли курсы повышения квалификации в объёме 72 часов.
В марте 2025 г. педагог-психолог отделения Елена Визгина успешно прошла аттестационные испытания и подтвердила высшую квалификационную категорию.
За Iквартал 2025 года специалистами отделения подготовлено к печати 6 статей:
1) Кузьминой А.В., Костылевой И.Н. «Интеграция современных образовательных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ»,
2) Ефремовой С.Р. «Взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребёнка»,
3) Мокеевой Е.А., Князевой П.В. «Сопровождение специалистов инклюзивного процесса в образовательной организации»,
4) 3 статьи Визгиной Е.Н.: «Наставничество как важная составляющая профессиональной деятельности педагога», «Аутизм на рабочем месте. Как интегрировать особенных сотрудников в свой коллектив» и «Использование МАК в работе педагога-психолога».
1 специалист отделения Визгина Е.Н. стала победителем Регионального конкурса-фестиваля «Креативный педагог», проводимого Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева, в номинации «Лучшее статья» и победителем международного конкурса «Методическая копилка – 2025» в номинации «Я-мастер», проводимого Чувашским республиканским институтом образования
По запросам органов управления образования и иных организаций специалистами отделения:
- проведены:
а) мониторинг по детям-инвалидам для включения в Федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов»,
б) мониторинг реализации плана мероприятий по оказанию ранней помощи детям и их семьям,
в) мониторинг реализации в 2024-2025 учебном году адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях, в том числе реализующих инклюзивную практику,
г) мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, психолого-педагогической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в рамках деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации,
- подготовлена информация:
а) на тему «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Чувашской Республике»,
б) по актуализации сведений региональных кадровых реестров педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, специальных психологов в системе образования,
в) по заполнению реабилитационных паспортов организаций, предоставляющих услуги по реабилитации и абилитации инвалидам, детям-инвалидам,
г) о реализации Плана мероприятий по реализации в Чувашской Республике Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
д) о выданных в 2024 и 2025 году заключениях ПМПК с рекомендациями организации образовательного процесса по адаптированной образовательной программе дошкольного, общеобразовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра,
е) по детям-инвалидам для включения в Федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов».
В рамках реализации муниципального задания коррекционно-развивающую, компенсирующую и логопедическую помощь в отделении сопровождения инклюзивного образования получили 36 детей дошкольного и школьного возраста (проведено 178занятий), в рамках оказания возмездных услуг – 59 детей (проведено 390 занятий).
Подводя итоги за Iквартал 2025 г., деятельность специалистов отделения сопровождения инклюзивного образования можно считать очень насыщенной и результативной.