Специалистами отделения сопровождения инклюзивного образования Центра «Содружество» за отчётный период в рамках реализации муниципального задания по разделу «Психолого-медико-педагогическое обследование детей» проведено 110 заседаний территориальной ПМПК г. Чебоксары (55 – школьных, 55 - дошкольных), на которых обследовано 853 ребёнка от 0 до 18 лет (498 – детей дошкольного возраста, 355 – школьного возраста), уточнены их образовательные маршруты и даны рекомендации по созданию необходимых условий обучения и воспитания.
В рамках сопровождения обучающихся с ОВЗ и обучающихся, имеющих инвалидность, с целью определения их нуждаемости в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2024-2025 учебном году в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья, и в условиях, отвечающих их психофизическим особенностям, специалистами ТПМПК г. Чебоксары обследовано и проконсультировано 213 обучающихся (203 обучающихся 9-х классов и 10 обучающихся 11-х классов).
В рамках стартовой диагностики уровня речевого и познавательного развития детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия в отделении Центра, обследовано 19 чел. (12 детей дошкольного и 7 - школьного возраста), проконсультировано 34 родителя (законного представителя).
С целью реализации муниципальной услуги по «Психолого-педагогическому консультированию обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников» проведено:
- 1463индивидуальных консультаций с родителями (законными представителями) детей дошкольного и школьного возраста: 908 консультаций для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, 140консультаций для родителей обучающихся начальных классов, 402 консультации для родителей обучающихся основной и 13- для родителей обучающихся средней ступени общего образования по вопросам оказания им необходимой психолого-медико-педагогической помощи. Из них: 432 родителя получили информационно-диспетчерские консультации в дистанционном формате (по телефону), 1031 родитель – в очном формате,
- 7 подгрупповых консультаций для родителей (законных представителей) детей, получающих логопедическую и дефектологическую помощь в отделении сопровождения инклюзивного образования Центра, на темы:
- «Развитие математических представлений у дошкольников с ОВЗ посредством дидактических игр»,
- «Как научить детей говорить выразительно»,
- «Задержка психоречевого развития, что это такое?»,
- «Игровые приёмы по развитию речевого дыхания и силы голоса»,
- «В какие игры можно играть с ребенком в домашних условиях? Игры на развитие пространственного мышления. Математические игры»,
- «Играем и память развиваем!»,
- «Возрастные особенности развития речи детей»,
- Проведено 3 занятия клуба «Заботливый родитель» для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ:
1) 22.10.2024 – практикум на тему «Пальчики играют – речь развивают», подготовлены информационно-методические материалы для родителей на данную тему (на базе МБДОУ «Детский сад № 179» г. Чебоксары),
2) 10.12.2024 – групповая информационно-просветительская консультация на тему «ПМПК в вопросах и ответах» (МБОУ «СОШ № 48» г. Чебоксары),
3) 18.12.2024 – групповая информационно-просветительская консультация на тему «Психолого-педагогический консилиум в помощь родителям» (на базе МБДОУ «Детский сад № 47» г. Чебоксары).
В целях оказания методической помощи педагогическим работникам по сопровождению детей с ОВЗ и детей с трудностями в освоении основной образовательной программы проведено 159 профессиональных индивидуальных консультаций со специалистами ДОУ и ОУ по вопросам уточнения образовательного маршрута обучающимся и воспитанникам, подготовки на них представлений психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций для последующего прохождения ПМПК и т.д.
За отчётный период со специалистами психолого-педагогического сопровождения проведены следующие методические мероприятия:
- 02.10.2024 – методический семинар на тему «Аттестация в вопросах и ответах» для учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных учреждений г. Чебоксары, аттестующихся на первую квалификационную категорию в 2024-2025 учебном году,
- 04.10.2024 – видеолекция педагога-психолога Полины Князевой для педагогов общеобразовательных учреждений в рамках реализации Дорожной карты по апробации и внедрению МСП «Пять уровней защиты» в 2024-2025 учебном году на тему: «Демонстративно-шантажное поведение подростка-инвалида или подростка с ОВЗ в семье: профилактика суицидальных попыток»,
- 13.11.2024 -методический семинар для начинающих учителей-логопедов по вопросам организации деятельности учителя-логопеда, работающего в ДОУ, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования,
- 06.12.2024 – выступление учителей-дефектологов Екатерины Мокеевой и Ольги Исаевой на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» в рамках региональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: педагогические практики, опыт и перспективы»,
- 18.12.2024 – методический семинар для учителей-логопедов г. Чебоксары на тему «Логопедическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»,
- 18.12.2024 – выступление заместителя директора Центра, руководителя ТПМПК г. Чебоксары Аллы Кузьминой с докладом на тему «Актуальны вопросы сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в условиях образовательной организации» на совещании руководителей общеобразовательных организаций.
- 19.12.2024 – выступление заместителя директора Аллы Кузьминой и педагога-психолога Полины Князевой на методическом семинаре для педагогов-психологов общеобразовательных организаций г. Чебоксары «Эффективный педагог-психолог» с темой «Особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательной организации».
По запросам органов управления образования и иных организаций специалистами отделения:
- подготовлена информация для ответа прокуратуре Калининского района по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ,
- подготовлена информация «К вопросу о создании в общеобразовательных организациях г. Чебоксары условий для инклюзивного образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ;
- проведен мониторинг по детям-инвалидам для включения в Федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов».
В рамках реализации муниципального задания коррекционно-развивающую, компенсирующую и логопедическую помощь в отделении на бюджетной основе получили 19 детей с трудностями в освоении образовательной программы (проведено 91 коррекционно-развивающее занятие), на внебюджетной основе получили 30 детей (проведено 234 занятия).
Специалисты отделения регулярно повышают свою профессиональную компетенцию, принимая участие в различных методических мероприятиях. За отчётный период получено 84 сертификата.
2 специалиста отделения – учитель-логопед Ирина Костылева и учитель-дефектолог Ольга Исаева стали победителями IX Регионального конкурса-фестиваля «Креативный педагог», проводимого Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева, в номинации «Лучшее наглядное пособие».
В ноябре 2024 г. учитель-дефектолог (сурдопедагог) Наталия Степанова, представив свой опыт работы в г. Москва, стала призёром Всероссийского конкурса профессиональных достижений «ИнваПрофи» среди работников образовательно-реабилитационных организаций для инвалидов и лиц с ОВЗ.
В декабре 2024 г. специалисты отделения – Алла Кузьмина, Ирина Костылева, Ольга Исаева, Светлана Ефремова и Елена Визгина стали призёрами городского конкурса педагогических идей и профессиональных находок педработников г. Чебоксары «Педагогические находки», организованном АУ «Центр мониторинга и развития образования» г. Чебоксары ЧР; Елена Визгина приняла участие во Всероссийском конкурсе педагогических идей и профессиональных находок учителей и воспитателей, проводимым Всероссийским педагогическим изданием «Учительский журнал».
Специалисты отделения - Алла Кузьмина, Ирина Костылева, Екатерина Мокеева, Ольга Исаева и Наталья Семенова стали победителями Национального конкурса педагогического профессионального мастерства «Педагогическая лига» с включением в состав экспертов федеральной инновационной площадки Минобрнауки России «Единыйурок.рф».
С целью распространения опыта отправлены в печать статьи специалистов ОС ИО:
1) Костылевой И.Н., Исаевой О.Р. «Многофункциональное пособие «Занимательные чемоданчики» в работе с дошкольниками с ОВЗ»,
2) Ефремовой С.Р. «Социальное взаимодействие детей раннего возраста с ОВЗ»,
3) Мокеевой Е.А., Исаевой О.Р. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС в условиях центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»,
4) Визгиной Е.Н.«Психологическая коррекция поведения и нарушения в развитии обучающихся посредством программы «Каменные сказки».
Подводя итоги деятельности отделения сопровождения инклюзивного образования за IVквартал 2024 г., работу его специалистов можно считать насыщенной и результативной.