С 24 апреля по 8 мая 2024 года в столичных детских садах и школах в соответствии с письмом Минпросвещения России от 15 апреля 2024 г. № 07-1681 и приказом управления образования администрации города Чебоксары от 14.10.22 № 430 с большим успехом прошли «Весенние недели психологии – 2024».

Наш центр обратился к педагогам-психологам, родителям, школьникам и педагогам с рядом вопросов, качающихся их впечатлений и мнений о столь масштабном и важном мероприятии. И вот что получилось после анализа ответов на наши вопросы.

Информация об участниках мероприятий в рамках Недель психологии:

  • приняли участие в мероприятиях 148 образовательных организаций, из них 59 школ и 89 детских садов;
  • общая численность принявших участие во всех мероприятиях, проведенных в рамках Недель психологии –

ü    в школах: 58416 человек, из них 40903 обучающихся, 15522 родителей (законных представителей), а также бабушек и дедушек, братьев и сестер, и других членов семей, 1991 педагогических работников;

ü    в детских садах: 12621 человек, из них 8007 детей, 2922 родителей и других членов семей, 1692 педагогических работников;

  • общая численность специалистов образовательных организаций, проводивших мероприятия с участниками образовательных отношений в рамках Недель психологии – 1646, из них 224 педагога-психолога, 57 социальных педагогов, 1085 классных руководителей и 280 иных педагогических работников;
  • кроме того, к участию в мероприятиях Недель психологии был привлечен 221 специалист из других организаций – медицинского профиля, высших учебных заведений и др.

Информация о мероприятиях, проведенных в рамках Недель психологии:

  • мероприятия на развитие навыков жизнестойкости (в том числе освоение приемов саморегуляции, снятия напряжения и тревоги с использованием медитативных техник, мышечной релаксации и иных), анализа актуального эмоционального состояния; актуализация личностных ресурсов – 1605, из них:

ü  тренинговых занятий 437,

ü  игровых занятий 427,

ü  классных часов 350,

ü  родительских собраний 106,

ü  круглых столов 74,

ü  мастер-классов 69,

ü  лекций 52,

ü  вебинаров 20,

ü  конференций 8,

ü  иных мероприятий 62.

  • мероприятия на совершенствование навыков общения, социальной гибкости, дружелюбия, освоение навыков распознавания эмоций (своих и собеседника), невербальных сигналов в процессе общения, совершенствование навыков конструктивного разрешения конфликтной ситуации, повышение культуры общения и межличностного взаимодействия – 1404, из них:

ü  игровых занятий 415,

ü  тренинговых занятий 360,

ü  классных часов 343,

ü  родительских собраний 59,

ü                                            мастер-классов 54,

ü  круглых столов 44,

ü  лекций 28,

ü  вебинаров 8,

ü  конференций 6,

ü  иных мероприятий 87.

  • мероприятия на развитие профессионального самоопределения на основе личностного, ролевое моделирование ситуаций выбора, повышение осведомленности о мире профессий и профессиональных ролях (в том числе повышение осведомленности обучающихся об открытии психолого-педагогических классов и возможностях поступления на программы подготовки педагогов-психологов) – 757, из них:

ü    игровых занятий 198,

ü    тренинговых занятий 181,

ü    классных часов 168,

ü    мастер-классов 47,

ü    родительских собраний 45,

ü    круглых столов 41,

ü    лекций 35,

ü    вебинаров 10,

ü    конференций 4,

ü    иных мероприятий 28.

Немного информации из анкет школьников, принявших участие в анкетировании. Из 622 ответивших на вопрос анкеты, насколько интересными были для тебя мероприятия Недель психологии:

ü    понравилось 487

ü    скорее понравилось 95

ü    затрудняюсь ответить 32

ü    не понравилось 5

ü    скорее не понравилось 3.

Мероприятия, которые понравились больше всего: общешкольные психологические флешмобы (лидируют с огромным отрывом), занятие «Путешествие в Волшебную страну», игровые занятия, занятия «Передай тепло души» и «Все работы хороши, выбирай на вкус», занятие «Мир эмоций», и ёмкий ответ «ВСЁ»! Почему понравились эти мероприятия: было интересно – лидер среди ответов, весело, нравится рисовать. Не понравилось школьникам: чаще всего или просто прочерк, или ответ «всё понравилось»; около 1% высказали скорее не претензии, а пожелания – не совмещать психологические мероприятия с праздниками, например, и меньше писать. Почему не понравились мероприятия: опять же ответов немного, подавляющее большинство снова пишет – всё понравилось. С представителем какой профессии тебе хотелось бы встретиться на следующей Неделе психологии: ответов снова мало, лидируют врачи, клинические психологи, психиатры, полицейские и юристы.
По возрастным причинам дошкольников о прошедших мероприятиях не опрашивали.

Родителей дошкольников и школьников тоже опросили на предмет мероприятий Недель психологии, в которых они приняли участие.

Насколько полезным было для вас участие в мероприятиях Недели психологии, из 502 опрошенных ответили так:

ü  Да, было много полезной информации – 45%

ü  Было достаточно полезной информации – 36%

ü  Затрудняюсь ответить – 16%

ü  Не вся информация была полезной – 2%

ü  Было мало полезной информации – 1%.

Опираясь на полученные знания, какие моменты будете учитывать в дальнейшем воспитании и общении со своим ребенком: опять же много было просто прочерков, но были и повторяющиеся ответы, например, учитывать возрастные особенности ребёнка, учитывать особенности воспитания мальчиков и девочек, готовы слушать и слышать своего ребенка, доверять ребёнку, чаще разговаривать.

С какими экспертами и специалистами хотели бы встретиться родители на мероприятиях в рамках проведения Недели психологии:

опять много прочерков, а среди ответов лидируют нейропсихолог, психолог, врачи разных специальностей, а также логопед и дефектолог.

Как на вопросы анкеты отвечали педагогические работники МБОУ и ДОУ. Насколько полезным было для вас участие в мероприятиях Недели психологии, ответы 455 опрошенных распределились так:

ü  Да, было много полезной информации – 59%

ü  Было достаточно полезной информации – 37%

ü  Было мало полезной информации – 2%

ü  Затрудняюсь ответить – 2%

ü  Не вся информация была полезной – 1%.

Считаете ли вы эффективным/целесообразным проведение такого рода общешкольных мероприятий, ответы были однозначными: да – 99%.

Какие мероприятия оказались более интересными и полезными:        самое большое количество ответов «все», затем по убывающей – тренинги, флешмобы, мастер-классы, лидирует тема профилактики выгорания.

Будете ли вы использовать в своей педагогической деятельности опыт, полученный в результате участия в акции Неделя психологии, более 77% педагогов ответили утвердительно, а остальным, возможно, пригодится что-то.

Какие мероприятия (тематика/направленность/форма) стоит заменить или исключить при проведении следующей Недели психологии: снова много прочерков и пояснений «все понравились», но есть конкретные предложения – предусмотреть больше мероприятий для родителей и педагогов, а убрать предлагают доклады и лекции.

Мероприятия какой тематики/направленности/формы хотелось бы видеть в следующей Неделе психологии: взаимоотношения в семье с родителями, старшими родственниками, братьями и сестрами – лидируют, профилактика конфликтов и профилактика выгорания, по форме вновь лидируют тренинги.

Словом, «Недели психологии» в образовательных организациях города Чебоксары прижились, стали органичным звеном воспитательных программ школ и детских садов. У мероприятий программы много поклонников, а у психологических флешмобов – целая армия, причем как среди детей, так и среди взрослых участников образовательных отношений. Поэтому всем спасибо! До следующей, теперь уже осенней, Недели психологии!
Мы с вами!