01 02 03

За отчётный периодв рамках осуществления экспертно-диагностической деятельности специалистами территориальной ПМПК г. Чебоксары проведено 115 заседаний (58-дошкольных, 57-школьных), на которых комплексное обследование прошли622 ребёнка от 0 до 18 лет с особыми образовательными потребностями. Уточнены их образовательные маршруты и даны рекомендации по созданию необходимых условий воспитания, обучения и оказания психолого-медико-педагогической помощи.

В рамках сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обучающихся, имеющих инвалидность, с целью определения их нуждаемости в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2023-2024 учебном году в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья, и в условиях, отвечающих их психофизиологическим особенностям, обследовано и проконсультировано 174 обучающихся (169 обучающихся 9-х классов и 5 обучающихся 11 классов).

Проведена 581 индивидуальная консультация для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, 138 консультаций для родителей обучающихся начальных классов, 302 консультации для родителей обучающихся основной и 11 - для родителей обучающихся средней ступени общего образования по вопросам воспитания, развития детей, оказания им необходимой коррекционно-развивающей помощи и предоставления социальной поддержки семье.

Проведено 3 занятия в рамках Родительского клуба для родителей-(законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями:

1) 10.11.2023 – информационно-просветительская групповая консультация на тему «Кто такие дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» (на базе ДОУ № 116);

2) 23.11.2023 – мастер-класс на тему «Особенности познавательного и речевого развития детей раннего возраста» (на базе ДОУ № 74);

3) 20.12.2023 – информационно-просветительская групповая консультация на тему «Основные показания для обращения в ПМПК» (на базе СОШ № 43).

Проведено 10 подгрупповых консультаций для родителей (законных представителей) детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия специалистов ОС ИО Центра, на темы:

- «Фонематический слух – основа грамотной речи»»;

- «Формирование и развитие элементов логического мышления у детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений»;

- «Использование речевых игр в автоматизации поставленных звуков»;

- «Игры для развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями»;

- «Полезные игры по дороге в детский сад или домой»;

- «Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов»;

- «Игровые приёмы по развитию речевого дыхания и силы голоса»;

- «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»;

- «Детские ошибки. Не замечать или исправлять?»;

- «Что такое познавательная деятельность или почему ребёнок долго думает».

В целом, охват родителей (законных представителей) специальной помощью в 4 квартале 2023 составил 1302 человека.

Серьёзное внимание специалистами отделения уделяется методической работе с педагогами и координации деятельности психолого-педагогических консилиумов (ППк) дошкольных и общеобразовательных организаций города. С этой целью в октябре 2023 г. проведены методические семинары: для учителей-логопедови учителей-дефектологов, аттестующихся на первую квалификационную категорию, на тему «Аттестация в вопросах и ответах», для учителей-логопедов ДОУ на тему «Оказание логопедической помощи в рамках реализации ФАОП дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ», в ноябре 2023 г. - методический семинар для начинающих учителей-логопедов по вопросам организации деятельности учителя-логопеда, работающего в ДОУ, реализующем ФООП ДО.

В рамках сопровождения детей с ОВЗ было проведено 18 индивидуальных консультаций в дистанционном формате с педагогическими работниками дошкольных и общеобразовательных учреждений и 50 индивидуальных консультаций в очном формате со специалистами ДОУ и СОШ по вопросам уточнения образовательного маршрута обучающимся и воспитанникам, написания на них характеристик, подготовки представлений психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций и т.д.

Подготовлены методические рассылки в адрес:

- учителей-логопедов ДОУ – 4 презентации с методическими рекомендациями: «Рекомендации по логопедическому обследованию детей дошкольного возраста», «Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ», «Профессиональный стандарт учителя-логопеда ДОУ», «ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ (обзор)»;

- заместителей руководителей общеобразовательных учреждений - 1 презентация с методическими рекомендациями «Учёт особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при создании специальных условий»;

- руководителей общеобразовательных учреждений Чувашской Республики – 1 презентация с методическими рекомендациями: «Основные задачи руководителя образовательного учреждения по внедрению инклюзивной культуры в практику работы педагогического коллектива».

Заместитель директора Центра, руководитель ТПМПК г. Чебоксары Алла Кузьмина в октябре 2023 г. приняла участие в проведении методического семинара для заместителей директоров общеобразовательных учреждений города Чебоксары «Профессиональный диалог. Методические аспекты инклюзивного образования» и выступила с докладом на тему «Учёт особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при создании специальных условий»; в ноябре 2023 г. выступила с докладом на городском заседании сообщества учителей-логопедов, работающих в группах компенсирующей направленности, на тему «Технологии логопедического обследования» и на республиканском установочном совещании с руководителями общеобразовательных организаций Чувашской Республики по обсуждению модели повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами с докладом на тему «Основные задачи руководителя образовательного учреждения по внедрению инклюзивной культуры в практику работы педагогического коллектива».

Учитель-дефектолог Екатерина Мокеева в октябре 2023 г. выступила с докладом на городском заседании сообщества учителей-дефектологов ДОУ г. Чебоксары «Особенности организации работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ в ДОУ».

В декабре 2023 г. специалисты отделения приняли участие в VI Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: педагогические практики, опыт и перспективы». В сборнике конференции опубликовано 5 статей:

1) Исаева О.Р., Кораблева Н.А. «Применение даров Фребеля в работе с детьми с ОВЗ»;

2) Кузьмина А.В., Костылева И.Н., Мокеева Е.А. «Особенности обследования детей дошкольного возраста с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии в ПМПК»;

3) Ефремова С.Р. «Ранняя профориентационная подготовка детей с особыми образовательными потребностями»;

4) Семенова Н.А. «Доступно о ПМПК»;

5) Степанова Н.Ю. «Дифференцированный подход в обучении неслышащих обучающихся».

Заместитель директора, руководитель ТПМПК г. Чебоксары Алла Кузьмина в рамках данной конференции выступила в роли модератора секционной площадки «Современные практики инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях».

5 специалистов отделения стали победителями и призёрами различных профессиональных конкурсов:

- учителя-логопеды - Алла Кузьмина и Ирина Костылева стали победителями республиканского конкурса лучших практик дополнительного образования детей с ОВЗ по направлению «Методические разработки»;

- учитель-дефектолог Екатерина Мокеева – победитель городского конкурса для педагогических работников образовательных организаций «Создание образовательных условий для детей с ОВЗ» в номинации «Методическая разработка», педагог-психолог Полина Князева – призёр в номинации «Презентация», старший методист Светлана Ефремова – призёр в номинации «Методическая разработка».

В октябре-ноябре 2023 г. 3 специалиста отделения успешно прошли аттестационные испытания и подтвердили свои квалификационные категории.

4 специалиста повысили квалификацию:

- Полина Князева и Ирина Костылева по программе дополнительного образования «Организационно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ» (36 ч.);

- Ирина Костылева и Наталия Кораблева по курсу «Дошкольное образование – ключевые компетенции 2023: новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования» (72 ч.);

- Светлана Ефремова по курсу «Формирование и развитие педагогической ИКТ-компетенции в соответствии с требованиями ФГОС, ФОП и профессионального стандарта педагога» (72 ч.) и «Инструменты MicrosoftOfficeв работе педагога» (36 ч.).

Специалисты отделения, имея богатый опыт и обладая высоким уровнем профессиональных навыков, приняли участие в работе экспертных групп:

- заместитель директора Алла Кузьмина - по аттестации педагогических работников г. Чебоксары на присвоение первой квалификационной категории;

- учитель-дефектолог Екатерина Мокеева – в составе жюри республиканского конкурса сказок на жестовом языке;

- учителя-дефектологи Наталия Степанова и Екатерина Мокеева - в составе жюри Всероссийского фестиваля-конкурса жестовой песни «Слияние сердец»;

- педагог-психолог Полина Князева - в составе комиссии по изучению деятельности общеобразовательных учреждений г. Чебоксары.

В рамках реализации муниципального задания проведено 60коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в речевом и познавательном развитии и испытывающими трудности в усвоении образовательной программы.

На внебюджетной основе проведено 393 занятия по коррекции речи и познавательной деятельности.

Специалисты отделения регулярно повышают свою профессиональную компетенцию, принимая участие в методических мероприятиях различного уровня. За отчётный период получено 87сертификатов.

Подводя итоги за IVквартал 2023 г., можно отметить, что деятельность специалистов отделения сопровождения инклюзивного образования была очень насыщенной, креативной и результативной.