В рамках муниципального задания с октября по декабрь 2023 года специалистами отделения сопровождения дошкольного образования по муниципальной услуге «Психолого-медико-педагогическое обследование детей» было обследовано 238 детей дошкольного возраста. Причины обращений были следующие: эмоциональные нарушения у детей (тревожность, страхи, агрессия) - 22 %, трудности общения - 28 %, игровые и другие зависимости - 8 %, готовность к школе - 12 %, нарушение звукопроизношения - 30 %.
За отчетный период по муниципальной услуге «Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (педагогов/специалистов) всего было охвачено 662 человека.
Из них - для 130 родителей дошкольников проведено 242 информационно-методических/просветительских психологических консультации по их запросам. Из них: экстренное консультирование проведено для 3 родителей (кризисное состояние ребенка, острый конфликт) в объеме 9 консультаций.
Для 32 родителей дошкольников проведено 158 информационно-методических/просветительских логопедических консультаций.
Для 234 родителей дошкольников проведено 6 просветительских мероприятия. Это родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Родительская любовь», «Скоро в школу или возрастные особенности ребенка 6 -7 лет», «Тропинка материнской любви», «Мамочку милую очень люблю!», «Талантливые и одаренные дети в детском саду», «Новогодний утренник как средство эмоционального, эстетического воспитания в формировании личности дошкольника».
В рамках этой муниципальной услуги было проведено 55 профессиональных методических индивидуальных консультаций для 45 дошкольных педагогов-психологов;
- 38 иформационно-методических/просветительских индивидуальных консультаций для 32 дошкольных педагогов (заведующих, старших воспитателей, воспитателей, музыкальных руководителей);
- 5 дошкольным педагогам (заведующим, старшим воспитателям) оказана диспетчерская помощь.
Для педагогов - психологов детских садов города Чебоксары были организованы массовые общегородские профилактические, просветительские мероприятия такие как:
• Профилактическая акция в ДОУ «Психологическая Лестница - Чудесница»;
• «Осенняя неделя психологии - 2023»;
• Фестиваль «Лучшие практики сопровождения наставников и начинающих педагогов - психологов».
В этом квартале для педагогов - психологов были проведены новые формы работы. Это методическая встреча экспертной группы «Стандарты деятельности дошкольного педагога-психолога» на тему: «Групповая и индивидуальная работа дошкольного педагога-психолога с обучающимися, склонными к агрессивному поведению», в результате которой будет составлен алгоритм работы с дошкольниками, склонными к агрессивному поведению. В рамках «Группы поддержки» по профилактике эмоционального выгорания специалистов была проведена групповая психотерапевтическая сессия «Снежная терапия в год экологической культуры и бережного природопользования «Дыхание снежного леса».
В IV квартале продолжалась активная работа по методическому сопровождению молодых специалистов - педагогов-психологов, работающих в детских садах города Чебоксары. В соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», для начинающих педагогов-психологов ДОУ г. Чебоксары в рамках творческой лаборатории наставничества были успешно проведены:
• Марафон профессиональных мастерских начинающих педагогов - психологов ДОУ г. Чебоксары «Общайся! Создавай! Применяй!» по следующим мастер - классам: «Путешествие в волшебную страну», «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности воспитателя», «Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления», «Ниточка успеха педагога детского сада», «Психологическое поле чудес»;
• Тренинг «Мы одна команда!»;
• Мастер - класс «Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей»;
• Творческая встреча - эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу от наставника».
По муниципальной услуге «Коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся (детям/детям и родителям совместно)» была оказана 205 детям дошкольного возраста и 31 ребенку школьного возраста. Педагогами-психологами и учителями-логопедами всего было проведено 227 индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия были направлены на развитие коммуникативных навыков, на развитие и коррекцию эмоциональной сферы, коррекцию речи и познавательной сферы: внимания, памяти, мышления.
На внебюджетной основе было обследовано педагогами-психологами 17 дошкольников в количестве 51 диагностической сессии и проведено педагогами-психологами и учителями-логопедами для 82 детей 443 индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятия.
Специалисты Отделения сопровождения дошкольного образования центра постоянно повышают свою квалификацию на курсах, семинарах, тренингах федерального и международного уровня. Так, педагог - психолог Груздева А. А. прошла обучение по программе «Организация деятельности педагога - психолога в системе дошкольного образования» (ФПК МГППУ), педагоги - психологи Ваструшкина Л.А., Груздева А.А., Климентьева Г.В. и учитель - логопед Хохлова О.В., приняли участие в цикле онлайн - лекций, посвященных когнитивному и эмоциональному развитию детей дошкольного возраста; в XII Межрегиональном форуме педагогических работников «Вектор развития. Живая практика; в онлайн - семинаре «Тревожные события непостоянного мира. Как помочь себе и другим?» (ИПП «Иматон»).
В IV квартале специалисты ОСДО подготовили и совместно с издательством «Новое время» (г. Чебоксары) выпустили в свет сборник статей «Лучшие практики наставничества в дошкольных образовательных учреждениях города Чебоксары», который посвящен Году педагога и наставника и содержит описание лучших практик наставничества в сообществе педагогов-психологов детских садов города Чебоксары, а также других специалистов ДОУ. В сборник вошли статьи и специалистов отделения сопровождения дошкольного образования:
• Хохловой Н.А., Старостиной О.А. Практика наставничества, как эффективное средство адаптации начинающего педагога-психолога в дошкольных образовательных учреждениях города Чебоксары;
• Ивановой С.В. Секретный ресурс сказкотерапии, или возможности использования сказки в детском саду;
• Денисовой Н.Н. Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с ОНР;
• Хохловой О.В. Наставничество - как метод становления молодого специалиста;
• Ваструшкиной Л.А. Из опыта работы по реализации модели наставничества «Ребенок - ребенок»;
• Груздевой А.А. Взаимодействие педагога-психолога с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения группы ранней социализации;
• Климентьевой Г.В. Наставничество в детском коллективе как средство социализации ребенка.
Педагогу - психологу Ивановой С.В. была вручена грамота Министерства образования Чувашской Республики «Почетный наставник». Хохлова О.В., учитель - логопед, награждена грамотой Министерства образования Чувашской Республики за большой личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения и многолетний плодотворный труд.
Подводя итоги за IV квартал, можно отметить слаженную, профессиональную работу специалистов отделения сопровождения дошкольного образования центра.