1672052570386

За отчётный период в рамках осуществления экспертно-диагностической деятельности специалистами территориальной ПМПК г. Чебоксары проведено 122 заседания (62-дошкольных, 60-школьных), на которых комплексное обследование прошли 809 детей от 0 до 18 лет с особыми образовательными потребностями. Уточнены их образовательные маршруты и даны рекомендации по созданию необходимых условий воспитания, обучения и оказания психолого-медико-педагогической помощи.

В рамках сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обучающихся, имеющих инвалидность, с целью определения их нуждаемости в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2022-2023 учебном году в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья, и в условиях, отвечающих их психофизиологическим особенностям, обследовано и проконсультировано 108 обучающихся (95 обучающихся 9-х классов и 13 обучающихся 11 классов).

1672054716061 1672052633945

Проведена 941 индивидуальная консультация для родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, 192 консультации для родителей обучающихся начальных классов, 238 консультаций для родителей обучающихся основной и 18 - для родителей обучающихся средней ступени общего образования по вопросам воспитания, развития детей, оказания им необходимой коррекционно-развивающей помощи и предоставления социальной поддержки семье.

1672054429349

Проведено 3 занятия в рамках Родительского клуба для родителей-(законных представителей) детей с ОВЗ:

  1. 12.10.2022 – обучающий семинар на тему «Готовность ребёнка к школе» (на базе ДОУ № 82);
  2. 16.11.2022 – мастер-класс на тему «Развиваем память дошкольников» (на базе ДОУ № 176);
  3. 12.12.2022 – практикум для родителей (законных представителей) детей с тяжёлыми нарушениями речи на тему «Быть готовым к школе» (на базе ДОУ № 112).

Проведено 10 подгрупповых консультаций для родителей (законных представителей) детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия специалистов ОС ИО Центра, на темы:

  • «Что такое артикуляционная гимнастика?»;
  • «Речь ребёнка на кончиках его пальцев. Игры и игровые приёмы по развитию мелкой моторики»;
  • «Фонематический слух – основа грамотной речи»;
  • «Возрастные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста»;
  • «Как научить детей говорить выразительно»;
  • «Задержка психо-речевого развития, что это такое?»;
  • «Игровые приёмы по развитию речевого дыхания и силы голоса»;
  • «Речевые и познавательные игры по дороге домой»;
  • «Почему важно отвечать на вопросы ребёнка?»;
  • «Возрастные особенности развития речи детей».

В целом, охват родителей (законных представителей) специальной помощью в 4 квартале 2022 составил 1389 человек.

Серьёзное внимание специалистами отделения уделялось методической работе с педагогами и координации деятельности психолого-педагогических консилиумов (ППк) дошкольных и общеобразовательных организаций города. С этой целью в октябре 2022 г. проведён методический семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов, аттестующихся на первую квалификационную категорию, на тему «Аттестация в вопросах и ответах», два методических семинара для председателей психолого-педагогических консилиумов общеобразовательных учреждений г. Чебоксары, в ноябре - «Час наставника» для начинающих учителей-логопедов по вопросам организации деятельности учителя-логопеда, работающего в ДОУ, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в декабре - Круглый стол по вопросам сопровождения обучающихся с РАС в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Чебоксары, «Час наставника» для начинающих учителей-логопедов на тему «Система коррекционной логопедической работы с неговорящими детьми».

1672054490509

В рамках сопровождения детей с ОВЗ было проведено 20 индивидуальных консультаций в дистанционном формате с педагогическими работниками дошкольных и общеобразовательных учреждений и 34 индивидуальные консультации в очном формате со специалистами ДОУ и СОШ по вопросам уточнения образовательного маршрута обучающимся и воспитанникам, написания на них характеристик, подготовки представлений психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций и т.д.

Подготовлены методические рассылки в адрес:

  • учителей-логопедов ДОУ - презентация с методическими рекомендациями: «Логопедическое обследование детей разного возраста. Оформление логопедических заключений»;
  • председателей ППк ОУ - 2 презентации с методическими рекомендациями «Особенности проведения ГИА обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью», «Структура и содержание представления ППк на обучающегося для предоставления в ПМПК».

Заместитель директора Центра, руководитель ТПМПК г. Чебоксары Алла Кузьмина в рамках республиканского проекта «Педагогический практикум» приняла участие в проведении вебинара для специалистов сопровождения общеобразовательных учреждений Чувашской Республики на базе ЦНППМ «Ашмарин-Центр» и выступила с докладом на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи».

Учителя-дефектологи Екатерина Мокеева и Ольга Исаева выступили с докладами на городском методическом объединении учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений по вопросам сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

С 16 ноября по 16 декабря 2022 г. заместитель директора, руководитель ТПМПК г. Чебоксары Алла Кузьмина, педагог-психолог, член ТПМПК г. Чебоксары Полина Князева и старший методист отделения Светлана Ефремова на основании приказа управления образования администрации города Чебоксары от 26.10.2022 г. № 447 «Об изучении деятельности психолого-педагогических консилиумов общеобразовательных учреждений города Чебоксары по сопровождению обучающихся с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью, приняли участие в составе комиссии управления образования администрации города Чебоксары по изучению деятельности ППк в 8-и муниципальных общеобразовательных учреждениях. По результатам данного изучения специалистами отделения подготовлена аналитическая справка.

Отправлено для публикации 5 статей в сборник V Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное образование: педагогические практики, опыт и перспективы»:

  1. Исаева О.Р., Кораблева Н.А. «Формирование оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ»;
  2. Князева П.В. «Особенности подготовки специалистов сопровождения инклюзивного процесса в образовательной организации»;
  3. Кузьмина А.В., Костылева И.Н. «Этапы логопедической работы с ребёнком с моторной алалией»;
  4. Мокеева Е.А. «Специфика проведения обследования детей с нарушениями слуха в условиях ПМПК»;
  5. Степанова Н.Ю. «Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха».

5 специалистов отделения приняли участие в различных профессиональных конкурсах:

1. В республиканском конкурсе методических разработок «Моя технология психологического сопровождения», организованного ЧГПУ им. И.Я. Яковлева:

  • Ефремова С.Р. с методической разработкой «Игра развивайка»;
  • Костылева И.Н., Исаева О.Р. с методической разработкой на тему «Роль восприятия в развитии умственных способностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Мокеева Е.А. с методической разработкой на тему «Обучение навыкам чтения и письма детей с нарушениями слуха»

2 В республиканском конкурсе лучших практик дополнительного образования детей с ОВЗ по направлению «Методические разработки»:

    • Кузьмина А.В., Костылева И.Н. с методической разработкой социально-педагогической направленности на тему «Использование sтеaм - технологии в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями».

Специалисты отделения, имея богатый опыт и обладая высоким уровнем профессиональных навыков, приняли участие в работе экспертных групп:

  • заместитель директора Алла Кузьмина и учитель-логопед Ирина Костылева - по аттестации педагогических работников г. Чебоксары на присвоение первой квалификационной категории,
  • учитель-дефектолог (сурдопедагог) Наталия Степанова - в составе жюри республиканского конкурса сказок на жестовом языке и XXII Всероссийского фестиваля-конкурса жестовой песни «Слияние сердец - 2022».

1672054597679

В рамках реализации муниципального задания проведено 91 коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими проблемы в речевом и познавательном развитии и испытывающими трудности в усвоении образовательной программы.

На внебюджетной основе проведено 334 занятия по коррекции речи и познавательной деятельности.

Специалисты отделения регулярно повышали свою профессиональную компетенцию, принимая участие в методических мероприятиях различного уровня. За отчётный период получено 108 сертификатов, 2 специалиста отделения - педагог-психолог Полина Князева и учитель-дефектолог (сурдопедагог) Наталия Степанова прошли курсы повышения квалификации.

Подводя итоги за IV квартал 2022 г., можно отметить, что деятельность отделения сопровождения инклюзивного образования была насыщенной и результативной.