Директор центра «Содружество», председатель Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России Удина Татьяна Николаевна и педагоги-психологи Отделения сопровождения школьного образования, члены Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России Никитина Наталия Александровна и Ивакова Людмила Анатольевна 01 ноября 2022 года приняли участие в работе всероссийского экспертного семинара «Апробация Руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан», который проводился на платформе Leader ID и в социальной сети ВКонтакте и транслировался из «Точки кипения» на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Модераторами экспертного семинара выступили Леонова Олеся Игоревна, исполнительный директор общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» и Артемова Ева Эдуардовна, декан факультета Клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». С приветственным словом к участникам семинара обратилась Алехина Светлана Владимировна, проректор по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Она отметила, что очень важно, чтобы подобное практическое руководство было бы действительно настольной книгой для администраторов, учителей и педагогов-психологов, которые призваны формировать дружественную инклюзивную образовательную среду не только для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но и для других категорий детей, испытвающих трудности при освоении общеобразовательных программ в школе и имеющих особые образовательные потребности.
Всего в экспертном семинаре запланированы 3 экспертные сессии, данная сессия была полностью посвящена обсуждению разделов руководства, которое касается обучения детей с СДВГ. Обсуждались такие вопросы как модель построения дружелюбной среды в образовательной организации и нормативно-правовые основы ее реализации, опыт подготовки коллектива к нововведениям, средства достижения согласованности взаимодействия основных субъектов образовательного процесса при работе с детьми с СДВГ, выявление психолого-педагогических проблем и организации благоприятных психолого-педагогических условий развития и помощи детям с СДВГ, рекомендации по включению родителей в формирование дружелюбной образовательной среды для обучающихся с СДВГ, организация и оценка дружелюбной образовательной среды, а также меры поддержки педагогов образовательной организации и поддержания дружелюбной образовательной среды. Татьяна Николаевна Удина выступила с сообщением о предложениях по адаптации и применению Руководства в практике консультационной работы с учителями и специалистами психологической службы. Она обратила внимание участников семинара на необходимость устранения коммуникативных барьеров в профессиональной деятельности учителя, убедительно показала, основываясь на опыте сопровождения детей с трудностями в обучении в городе Чебоксары, что именно коммуникативная компетентность учителя и его способность преодолевать признаки синдрома профессионального выгорания очень важны при реализации ими на практике рефлексивно-деятельностного подхода в преодолении учебных трудностей детей с СДВГ в рамках так называемой Многовекторной модели зоны ближайшего развития ребенка, описанной и представленной в ходе обсуждения Зарецким Виктором Кирилловичем, профессором кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», руководителем научно-практической секции «Рефлексивно-деятельностный подход в преодолении учебных трудностей» общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». Эти предложения будут учтены при формировании окончательной версии Руководства.