Тускло и серо было бы детство,
если бы из него выбросить праздники…
К.Д. Ушинский
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. Одним из любимых афоризмов Галины Викторовны Климентьевой, педагога-психолога Центра, являются слова: «Без праздников не бывает детства!». И действительно, в ходе авторского курса коррекционно-развивающих занятий «Секреты общения», разработанного для детей среднего и старшего дошкольного возраста, Галина Викторовна большое внимание уделяет психологической составляющей детских праздников и развлечений. Некоторые занятия проводятся с привлечением родителей и прародителей.
Большинство родителей, готовясь к празднику, задаются, как правило, следующими вопросами: каких пригласить аниматоров, какой сделать декор, фотозону, где модные угощения заказать. Но действительно ли это так нужно ребенку? Проводя занятия в Психологическом клубе «Драгоценность», Галина Викторовна рассказывает родителям о грамотном подходе детского мероприятия, о том, что необходимо учитывать два основных показателя психического развития ребенка - его возраст и темперамент. Зная возрастные особенности развития ребенка и учитывая его характер, создание праздника станет значительно легче, а ребенок непременно останется доволен.
Помимо традиционных праздников - Дня рождения ребенка, Нового года,
8 марта, Галина Викторовна включает в программу коррекционно-развивающего курса игры и упражнения, в которых отмечаются любые достижения и успехи детей. Это особенно важно для детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Например, посредством танцетерапевтических упражнений «Хвалим себя», «Концерт экспромт» специалист учит детей чувствовать и понимать своё тело, выражать свое эмоциональное состояние; у детей развивается слуховое восприятие, крупная моторика.
Чтение стихов создает богатейшие возможности для развития речи: ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность, преодолевает стеснительность, справляется со страхами.
На праздничных мероприятиях детям предлагаются арт - терапевтические техники «Я могу!», «Конверты радости», «Волшебный салют». С помощью красок, песка, пластилина и глины дети проявляют творческую фантазию; у них развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание.
Коммуникативный характер праздника настолько очевиден, что сама система детских праздников превращается в сильное средство психологического воздействия. Ведь праздник основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.
«И очень важная задача,- как отмечает Галина Викторовна, создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка - праздник - не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания».