20220418 114120 1

В настоящее время большинство детей дошкольного возраста испытывают гипокинезию - недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия - малоподвижный образ существования, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт), развитие научно - технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки). Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с развлекательными гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера.

Основываясь на том, что подвижные игры и эстафеты очень полезны для детского развития, Анна Анатольевна Груздева, педагог-психолог Центра, разработала и провела курс групповых коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста «Вместе мы - сила!». Всего участвовало 12 детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

В играх-эстафетах Анна Анатольевна сделала акценты на два рода отношений: это отношения соревновательного типа - между командами, у которых прямо противоположная цель (если одна выигрывает, то другая проигрывает) и отношения, основанные на сотрудничестве между участниками одной эстафетной команды. Дошкольнику такое сотрудничество помогает найти общий язык с товарищами, даже, если до этого он был не очень популярен в группе сверстников.

Участвуя в таких играх, у детей на первых же занятиях появился стимул научиться выполнять хорошо любые движения; робкие дети почувствовали уверенность в себе, а дети более подвижные и смелые обращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания.
Особенно понравились детям игры - эстафеты «Царь зверей», «Хомячки и кошки», «Баба Яга», «Княжеская стрельба», «Прохождение болота», «Репка», которые способствовали развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств. Подобные игры помогают детям мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры-эстафеты создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации и самоконтролю. Ну и конечно, игра для детей стала важным психотерапевтическим средством для снятия стрессовых ситуаций, страхов, интеллектуальных и эмоциональных напряжений.

Как отмечает Анна Анатольевна, игры-эстафеты сопровождались громкими криками, топаньем, смехом, толканием, быстрым бегом; дети получали положительные эмоциональные ощущения. А чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, в котором он ощущает себя уверенным.

Родители в коррекционно-развивающем процессе, конечно же, являются главными помощниками. Они участвуют в играх вместе со своими детьми, проживают с ними эмоции, чувства; в рамках Психологического клуба «Драгоценность» были обсуждены такие темы, как «Соревновательные игры с детьми: играть честно или стоит поддаваться?», «Что делать, если ребенок проиграл другому?»; с помощью арт- терапевтических техник «Спортивные часы», «Бильбоке», «Звериные гонки», мульттерапии «Джинглики. Спорт - лучший друг Бедокура» родители научились понимать, что ребенок не просто играет, но и «рассказывает» окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.

По завершению курса, Анна Анатольевна разработала картотеку игр-эстафет «Вперед, дошкольник!» с методическими рекомендациями, которая обязательно пополнит психологическую копилку педагогов-психологов детских садов.