060220

06 февраля 2020 года, в четверг, на базе МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары состоялся семинар-совещание для школьных педагогов-психологов по вопросам организации совместной работы во втором полугодии 2019-2020 учебного года.
Обсуждались следующие вопросы:

1. О результатах муниципального экспресс-обследования обучающихся 7-х классов «Ценностный профиль подростка».

Данное экспресс-обследование было направлено на изучение буллинг-структуры в среде 7-классников и их ценностных ориентаций. В обследовании приняли участие 58 школ города Чебоксары, всего по анкете «Буллинг-структура класса» было опрошено 3721 обучающийся, а по тесту «Ценностный профиль» - 3389 обучающихся.

В целом по городу Чебоксары были получены следующие результаты:

  • 4,65% опрошенных или 173 семиклассника избирают для себя позицию «Инициатор буллинга» при взаимоотношениях со сверстниками, а это в среднем по 3 человека в каждой школе;
  • 1,72% опрошенных или 64 семиклассника избирают для себя позицию «Помощник инициатора буллинга» при взаимоотношениях со сверстниками, а это в среднем по 1 человеку в каждой школе;
  • 0,97% опрошенных или 36 семиклассника избирают для себя позицию «Наблюдатель за буллингом» при взаимоотношениях со сверстниками, и такие дети есть не в каждой школе;
  • 11,83% опрошенных или 440 семиклассников указывают, что они ощущают себя в позиции «Жертва буллинга» при взаимоотношениях отношений со сверстниками, а это в среднем по 7-8 человек в каждой школе.

Таким образом, обследование показало, что, несмотря на то, что, у подавляющего числа семиклассников школ города Чебоксары нет готовности к эскалации буллинга в классе, тем не менее, в каждой школе есть подростки, которые напрямую вовлечены в буллинг-отношения, что требует повышенного внимания специалистов и организации как общепрофилактической, так и адресной коррекционной работы.

Рейтинг ценностных ориентаций семиклассников в целом по городу выглядит следующим образом:

  1. Доброта и Универсализм (социальное равенство).
  2. Гедонизм (наслаждение)
  3. Стимуляция (захватывающая жизнь).
  4. Самостоятельность.
  5. Конформизм и Безопасность.
  6. Достижения.
  7. Поддержка традиций.
  8. Социальная власть.

Данный рейтинг свидетельствует о том, что в целом по городу в среде подростков индивидуалистические ценности явно превалируют над общественными (социальными), следовательно, индивидуальные формы профилактической работы будут более эффективными.
В каждую школу будут разосланы полученные по итогам муниципального экспресс-обследования результаты в разрезе классов.

2. Об итогах реализации первого этапа Муниципальной профилактической программы «Душевные ресурсы».

К основным итогам первого этапа относится следующее:

  • Проведено массовое исследование состояния психического здоровья педагогических коллективов и параметров психологически безопасной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях города Чебоксары с охватом в 3283 человека;
  • Созданы методические материалы и видеоматериалы для достижения устойчивых результатов профилактической программы «Душевные ресурсы» в будущем, которые разосланы в каждую школу;
  • Проведено 12 обучающих мероприятий для 256 участников (61 директор, 61 заместитель директора, 78 школьных педагогов-психологов, 56 социальных педагогов) с целью повышения их профессиональной компетентности в вопросах сохранения психического здоровья человека в образовательной среде. По данным онлайн-опроса об уровне удовлетворенности участников обучающими мероприятиями 87% участников мероприятий удовлетворены на высоком уровне, 13% на среднем уровне;
  • Проведено 27 общегородских реабилитационных и школьных профилактических мероприятиях, в которых приняли участие 548 педагогов «группы риска»;
  • В каждой школе разработан долгосрочный профилактический проект, направленный на преодоление СЭВ в среде педагогов. Составлен Сборник школьных проектов.

Все школьные педагоги-психологи получили памятные папки, блокноты, ручки и значки с брендами «Душевные ресурсы», «Душевные пятницы» и «Душевные субботы», которые были изготовлены благодаря грантовой поддержке Союза охраны психического здоровья.

3. О реализации второго этапа Муниципальной профилактической программы «Душевные ресурсы».

На втором этапе специалисты сопровождения приступят к реализации долгосрочных школьных профилактических проектов, направленных на профилактику профессионального выгорания педагогов и на создание психологически безопасной среды в школах, а также будут участвовать в Общегородской Неделе школьной психологии, в рамках которой пройдет II Фестиваль «Чебоксарские ШСП - 2020». Для подготовки к данным мероприятиям, посвященным 100-летию автономии Чувашской Республики, созданы рабочие группы из числа школьных педагогов-психологов и кураторов юных медиаторов.

4. О модернизации Службы практической психологии в системе образования города Чебоксары.

Директор Центра «Содружество» Татьяна Николаевна Удина представила проект апробации Единой модели психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях города Чебоксары на 2020-2021 учебный год и выступила с докладом об основных направлениях развития городской Службы, согласованных с Концепцией развития психологической службы образования в Российской Федерации до 2025 года. Кроме того, она рассказала о предполагаемой структуре реорганизуемого МБУ «Центр ППМСП «Содружество» г. Чебоксары и о новых задачах по взаимодействию Центра, школьных педагогов-психологов и других специалистов сопровождения из школ и детских садов.

В завершении семинара-совещания старший методист Дербенева Елена Ивановна провела работу по уточнению информации о школьных педагогах-психологах для Базы данных «Специалисты сопровождения образовательных организаций города Чебоксары».